Активная экспансия федеральных сетей ужесточает конкуренцию на екатеринбургском рынке вендинга

08.09.2008

Активная экспансия федеральных сетей ужесточает конкуренцию на местном рынке вендинга. Непоследовательность налоговых инициатив государства осложняет ситуацию и мешает строить прогнозы. Экстенсивно наращивать сети местные игроки смогут не дольше года.

Эксперты:
Дмитрий Белоусов, генеральный директор «Эвэнкс Вендинг Групп»
Григорий Вольпов, генеральный директор компании «Кофемат»
Александр Воробьев, генеральный директор «УСИБ Вендинг» (холдинг UVENCO)
Максим Евлютин, генеральный директор компании «ЮМВенд»
Иван Устинов, частный предприниматель

Чем опасны федеральные компании для рынка кофематов? Почему растут издержки вендоров? Сколько еще аппаратов можно поставить в Екатеринбурге?

Еще в конце прошлого года вендинговый бизнес был весьма привлекательным для вхождения. Достаточно было купить, например, несколько кофейных аппаратов за 80-120 тыс. руб. каждый и расставить их в местах высокой проходимости, чтобы получить предприятие с рентабельностью 150% (см. «ДК» № 45 от 3 декабря 2007 г.). Однако налоговые нововведения государ­ства и экспансия федеральных сетей внесли коррективы в спокойное существование местных вендоров. Эксперты отмечают, что мелким игрокам выходить на рынок уже почти бессмысленно, а крупным придется пересматривать планы развития.

Федеральные компании изменили привычный расклад сил

Два основных сегмента вендингового рынка Екатеринбурга — это кофе и другие горячие напитки, а также снэки (штучные закуски, шоколадные батончики). Большинство операторов занимаются кофематами, устанавливая снэковые автоматы как сопутствующую услугу. На кофематы приходится, по оценкам игроков, до 70% вендинговых аппаратов. На снэковых автоматах специализируется компания «Эвэнкс Вендинг Групп».

Многие участники рынка (например, «Кофемат», «ЮМВенд», «Домус-Тевади») не только выстраивают и развивают собст­венные сети торговых автоматов, но и продают оборудование как дилеры более мелким операторам.

Потенциальную емкость местного рынка эксперты рассчитывают исходя из показателя один автомат на 1 000 человек. Как отмечает ДМИТРИЙ БЕЛОУСОВ, генеральный директор «Эвэнкс Вендинг Групп», при таких пропорциях по кофематам Екатеринбург занят пока примерно на 60%, по снэковым автоматам — на 35%. АЛЕКСАНДР ВОРОБЬЕВ, генеральный директор «УСИБ Вендинг», оценивает потенциальную емкость екатеринбургского рынка в 2 200-2 300 кофе- и снэковых автоматов, в то время как сегодня, по его подсчетам, установлены 1 300.

Первые аппараты с купюроприемниками стали появляться в Екатеринбурге в 2000 г. Активной фазы развития местный рынок вендинга достиг к 2005 г., и к концу 2006 г. сложился состав основных участников. Погоду делали такие операторы, как «Кофемат», «ЮМВенд», «Турман», «Домус-Тевади» и «Эвэнкс Вендинг Групп». В сети каждого из них сегодня от 50 до 200 аппаратов.

Наравне с крупными компаниями на рынке присутствует несколько десятков мелких игроков, управляющих 2-20 автоматами. Доля таких операторов, по различным оценкам, — 10-20%.

Жесткой конкуренции не было. Однако год назад ситуация кардинально изменилась: на рынок зашли крупные федеральные сети — «Форм Трейд Е», работающая под маркой Nestle, и «УСИБ Вендинг» (холдинг UVENCO).

Москвичи перешли в наступление

За год присутствия федеральных компаний в Екатеринбурге стали понятны их планы и возможности, а также по­следствия экспансии для рынка. И представители федералов, и региональные вендоры называют политику москвичей агрессивной.

Федеральные сети не считают каждый рубль и готовы идти на расходы при захвате регионального рынка. Г-н Воробьев особенностью своей компании называет именно масштаб бизнеса: «Мы воспринимаем выход на местный рынок вендинга как крупный инвестиционный проект, который окупится не за год-два». «УСИБ Вендинг», как признается Александр Воробьев, всем основным участникам рынка сделал предложения о покупке их бизнеса. Ответа, устроившего федералов по цене, пока не последовало. Однако никто не сомневается: вскоре первые подобные сделки состоятся. ИВАН КЛИМОВ, директор «Иониа Кофе и Чай — Екатеринбург», указывал на грядущую тенденцию укруп­нения еще год назад — тогда местная компания «Кофемат» приобрела сеть из 60 кофемашин оператора «Вендинг-центр» (см. «ДК» № 10 от 19 марта 2007 г.).

Финансовые возможности федералов обеспечивают им быстрый рост, не свой­ственный региональным игрокам. Г-н Воробьев: «Мы уже представлены в двенадцати городах и продолжаем расширяться, пока экстенсивно. Если в начале апреля в Екатеринбурге установили 330 наших автоматов, в начале мая их было 370, то к концу года поставим до тысячи».

По общему мнению экспертов, компания «Форм Трейд Е», специализирующаяся на растворимом кофе нижней ценовой категории (марка Nestle), за год своей работы в столице Урала смогла занять лидирующие позиции в экономсегменте (цена стаканчика черного кофе около 10 руб.). Оператор по этому поводу комментариев не дает.

Пока рынок кофематов Екатеринбурга не насыщен, но за лучшие объекты развернулась серьезная борьба — федеральные компании в первую очередь стремятся занять не свободные, а самые привлекательные места.

Часто москвичам по силам сделать управляющим зданиями более интересные предложения. Подобное произошло, в частности, в аэропорту Кольцово. До второй половины 2007 г. там стояли кофейные и снэковые аппараты от компании «Эвэнкс». Осенью свои кофемашины в аэропорту разместил «УСИБ Вендинг», и сегодня он остается единст­венным оператором кофейных автоматов в Кольцово. «Эвэнкс» сохранил за собой снэковое направление. Г-н Белоусов объясняет, что кофематы для компании непрофильное направление: «Когда мы заходили в Кольцово, решили взяться за них, чтобы оставить за собой выгодное место. А сейчас сфокусировались на своем сегменте — снэках».

Операторы рынка, тем не менее, называют случай показательным. «Примеров, когда федеральным сетям удается поставить автоматы вместо аппаратов региональных игроков, становится все больше», — уверяет ГРИГОРИЙ ВОЛЬПОВ, генеральный директор компании «Кофемат».
Кофе обошелся вендорам в копеечку

Приход федеральных сетей ускорил разделение рынка на сегменты по качеству. Кофематы, в зависимости от используемого сырья, варят растворимый, молотый или зерновой кофе. Цена напитка может отличаться на 3-10 руб. «Форм Трейд Е» сосредоточился на самом дешевом напитке. Г-н Воробьев, напротив, отмечает, что его компания изначально ориентировалась на продукт премиум-класса.

Многие местные игроки также двигаются в сегмент более качественного кофе. Г-н Вольпов, пионер екатеринбургского рынка, начинал восемь лет назад с простых кофемашин, готовящих растворимый кофе, причем уже бывших в употреблении. Сегодня он утверждает, что несколько лет покупает только новые аппараты, работающие с молотым и зерновым кофе.

Независимо от сегмента общей тенденцией стало повышение качества кофематов и ингредиентов. МАКСИМ ЕВЛЮТИН, генеральный директор «ЮМВенд»: «Старое оборудование вытесняют с рынка не в последнюю очередь благодаря конкуренции с федеральными игроками». Если еще год назад вендоры, решая, купить ли две подержанные кофемашины или одну новую, останавливались на первом варианте, то сегодня предпочитают второй. Выработка у этих автоматов может быть одинаковой, так что для предпринимателя разница выражается в первоначальных вложениях: подержанный стоит в пределах 30-50 тыс. руб., тогда как новый — 100-150 тыс. руб., в зависимости от функций и производителя.

За последний год выросли затраты вендоров на аренду. По оценке Ивана Устинова, частного предпринимателя, владеющего сетью кофематов, рост составил 20-35%. Григорий Вольпов считает, что не в последнюю очередь ответственность за гонку арендных ставок лежит на федеральных сетях, закладывающих в бюджеты значительные суммы для наращивания своей доли рынка. С другой стороны, арендные платежи растут по мере распространения культуры вендинга, добавляет г-н Вольпов: «Собственники поняли, что автоматы пользуются успехом у клиентов, и стали неоправданно завышать цены на аренду места под них».

Федеральные игроки с обвинениями не согласны. Александр Воробьев подчеркивает, что разгонять ставки аренды бессмысленно, а их повышение — закономерная тенденция рынка: «Дальновидные владельцы зданий не рассматривают кофематы как источник дохода. Для них это дополнительный сервис, повышающий лояльность посетителей».

Какой бы ни была причина, ставки выросли. Место под кофемат стоит от 1,5 до 10 тыс. руб. в месяц в зависимости от проходимости и класса помещения.

В итоге расширить сеть, а тем более войти на рынок за последний год стало ощутимо дороже. В первую очередь это ударило по небольшим игрокам, которые не могут себе позволить таких трат на развитие.

Бороться с растущими издержками вендоры способны ценой. Ряд экспертов убеждены: потребитель не задумываясь заплатит на 1-2 руб. больше за стаканчик привычного кофе. Однако в условиях ужесточающейся конкуренции повышать цены, оставаясь в том же качественном сегменте, опасно.
Государство закручивает гайки

Дополнительным стрессом для рынка стали налоговые инициативы государства. Изменения в Налоговом кодексе, внесенные Федеральным законом от 17.05.07 № 85-ФЗ, впервые прикрепили торговые автоматы (изначально как кофейные, так и снэковые) к отрасли розничной торговли, а не общественного питания, как это было раньше. В результате с 1 января 2008 г. выросла сумма единого налога на вмененный доход для вендоров — ЕНВД теперь исчисляется на основе базовой доходности в 9 000 руб. на каждый автомат. С применением предусмотренных коэффициентов это дает ставку налога в размере 1 100-1 200 руб. в месяц с аппарата.

Ранее базовую стоимость определяли по количеству работников, а не числа автоматов. Поскольку 10-15 сотрудников могут обслуживать сеть из сотни-двух аппаратов, разница в налоговых платежах получается немаленькая — участники говорят о семи-восьмикратном увеличении нагрузки.

Операторы забили тревогу: Григорий Вольпов отметил, что нововведения для мелких вендоров (индивидуальных предпринимателей, владеющих несколькими автоматами) будут болезненны, а крупных заставят уйти из точек с низкой проходимостью. «Вне игры окажутся автосервисы, отдельные офисы. Там кофематы становятся просто убыточными. Государство вычеркнуло целые сегменты рынка!» — негодует г-н Вольпов. С ним соглашается г-н Евлютин: «Такая ставка не совсем корректно отражает доходность аппаратов, далеко не каждый автомат дает в месяц 9 тыс. руб. В целом налог великоват — для ИП с пятью кофематами он составит 8 тыс. руб. в месяц».

Часть вендоров в первом квартале сдали бухгалтерскую отчетность с возросшими налоговыми платежами. Однако в ответ на многочисленные запросы Минфин России подготовил Письмо от 28.03.08 № 03-11-02/35, опубликованное лишь недавно, в котором пояснил, что к общепиту больше не относятся только снэковые аппараты. Таким образом, кофематы остались общепитом (ЕНВД рассчитывается по количеству сотрудников).

Операторы кофематов вздохнули с облегчением. Однако игроки затрудняются утверждать, временная это передышка или окончательное решение. Теперь компаниям, специализирующимся в основном на кофе, стало менее выгодно содержать немногочисленные снэковые аппараты. Хотя никто из опрошенных экспертов пока не признался, что намерен избавиться от непрофильного направления.
До насыщения рынка осталось полтора года

Федеральные компании рассчитывают получить серьезный кусок екатеринбургского рынка вендинга. Г-н Воробьев полагает, что один только «УСИБ Вендинг» может занять около 50%. Местные операторы ожидают менее заметных изменений в расстановке сил. Дмитрий Белоусов полагает, что обе федеральные сети в совокупности смогут получить не более 50%, а г-н Устинов оценивает вероятную долю «УСИБ Вендинга» на местном рынке в 25%.

Несмотря на явные преимущества федеральных сетей в масштабах бизнеса и финансовых возможностях, екатеринбургские игроки не собираются сдавать свои позиции. Г-н Белоусов: «Местные компании раньше пришли на рынок, лучше его знают. А ведь большую роль при получении хорошего места для автомата играют личные взаимоотношения. Здесь у своих серьезное преимущество».

Возможности роста местные операторы видят в общем расширении рынка — в городе строятся новые офисные и торговые центры. Организации планируют и экспансию в близлежащие населенные пункты. Максим Евлютин: «Рынок будет расширяться из Екатеринбурга в область — если сегодня областные города осваиваются, скорее, по инерции, то уже в ближайшем будущем это станет бизнес-стратегией».

Вендоры согласны: экстенсивно наращивать сеть в столице Урала можно еще год-полтора. К концу 2009 г., по их прогнозу, рынок будет занят полностью. Конкурентные войны в сфере вендинга только начинаются. И передел рынка неизбежен. Как предсказывает Иван Устинов, на нем останутся несколько крупных компаний (от 50-70 и более автоматов) и единицы мелких из тех, кто начал деятельность два-три года назад.

Это архив сайта Kiosks.ru. Новая версия - по адресу http://kiosks.ru