Текст выступления CyberPlat (Киберплат) на круглом столе в РИА «Новости»


17.10.2007

Позвольте несколько минут рассказать о нас. Мы полагаем, что знаем данный вопрос много лучше других.

Прежде всего потому, что именно мы, Киберплат, придумали бизнес пополнения счета абонента сотовой связи в режиме реального времени в 1998 году. Мы были исторически первой компанией в России, которая в 1998 году совершила удаленный платеж по оплате услуг оператора мобильной связи. Этим оператором был Билайн. В течение 9 лет наша компания создавала инфраструктуру по приему микроплатежей от граждан нашей страны, прежде всего в пользу операторов мобильной связи.

Мы создали сеть, которая, по нашим расчетам, в два раза превышает банковскую сеть страны. Всего в России сейчас 56 тысяч банковских офисов, а у нас только прямых дилерских точек более 85 тысяч. И еще есть многочисленные субдилеры, которых мы не видим, но оцениваем их число в 30-40 тысяч. Итого около 120 тысяч точек приема платежей.

При этом стоит отметить, что Киберплату такие точки не принадлежат. Они принадлежат сетям супермаркетов, салонам связи, автозаправкам и т.д. и т.п. Киберплат – это мощный процессинговый центр, обрабатывающий сигналы о приеме платежей в режиме реального времени.

Мы обрабатываем около 120 миллионов таких платежей в месяц на сумму около 450 миллионов долларов. За этот год мы уже собрали для операторов сотовой связи более 3.5 миллиардов долларов и, надеемся, эта сумма достигнет 4.8 миллиарда долларов.

Мы говорим об этом только для того, чтобы показать – мы в теме и лучше многих знаем рынок приема платежей.

Каким образом формировался рынок приема микроплатежей? Прежде всего, их начали принимать на кассах в многочисленных салонах связи таких известных сетей, как «Связной», «Диксис», «Евросеть» и многие другие. Потом этот бизнес подхватили кассы в сетях супермаркетов, автозаправки «Газпромнефть», «Лукойл» и многие – многие другие. Все эти кассы изначально использовали кассовые аппараты со встроенными фискальными регистраторами и никаких значимых проблем с нарушением законов на этой части рынка приема платежей не было.

Но, в последние несколько лет, рынок приема платежей испытал нашествие терминалов приема наличных денег, к сожалению, не оборудованных фискальными регистраторами, как мы считаем, из-за банального пробела в законодательстве.

Соответственно, некоторые из владельцев таких терминалов начали получать дополнительный (нелегальный) доход.

Такой нелегальный доход формируется вследствие отсутствия в терминале фискального регистратора и заключается в возможности утаивания части наличной выручки терминала с дальнейшей ее перепродажей по так называемой схеме «черного нала». Расценки на эту услугу «внебанковской обналички» на теневом рынке колеблются сейчас в пределах 6%-8%.

Таким образом, сложилась ситуация, когда добросовестный владелец терминальной сети имеет выручку в среднем 5% с оборота, а владелец терминальной сети, нелегально продающий «черную наличность» получает с того же объема 11%-13%.

Соответственно, недобросовестные «терминальщики» имеют возможность предлагать арендодателям гораздо большую арендную плату за установку терминала, чем может собрать добросовестный «терминальщик». Что и происходит в ряде случаев.

Например, некоторые известные сети супермаркетов, по нашим данным, расторгли договора аренды с добросовестными «терминальщиками» в пользу тех, кто смог предложить гораздо большие суммы, хотя и на явно сомнительных основаниях.

Конечно же, ситуация, когда нарушители законов имеют рыночное преимущество перед добропорядочными бизнесменами, – нетерпима.

Мы считаем, что возникновение «черной наличности» из терминалов приема платежей необходимо прекратить и прекратить немедленно.

Для этого мы уже давно предлагаем законодателям и исполнительной власти принять нормативные документы, запрещающие использование техники, принимающей наличные деньги без фискальных регистраторов. Например, дать право органам охраны правопорядка и надзора за финансовой дисциплиной блокировать и изымать такие агрегаты с привлечением к ответственности владельцев.

Это простое, понятное и эффективное предложение позволит уничтожить данное негативное явление в корне.

При этом, наша компания Киберплат выступает против сложных, непонятных и исключительно вредных для населения страны предложений уничтожить модель сбора средств.

Развитие сотовой связи во всем мире всегда строилось на отношениях оператор - официальный дилер - субдилер. Дилер является агентом для сотового оператора, и в связи с невозможностью оператора напрямую работать со всеми желающими, оператор имеет взаимоотношения только с уполномоченными дилерами. А те уже на местах работают (также по агентской модели) с более мелкими субдилерами.

Точно так же построен рынок приема платежей на кассах. Электронные платежные системы, например Киберплат, работают с крупными сетями, а они уже по агентской модели работают с мелкими провинциальными магазинчиками, расположенными в глубинке, на селе или глухих деревнях. При попытке же уничтожить агентскую модель такие региональные магазинчики типа «сельпо» вынуждены будут прекратить прием платежей в пользу операторов связи, поскольку в их деревне часто ни банк, ни, тем более, электронная платежная система не присутствуют.

Таким образом, десятки миллионов абонентов, живущих в отдалении от крупных населенных пунктов, окажутся отрезанными от услуг сотовой связи, поскольку «карты оплаты то не завезли, то нужного номинала нет».

Мы, платежная система Киберплат, не можем согласиться с попытками некоторых игроков рынка, выдворенных из сетей супермаркетов недобросовестными игроками, использовать борьбу с незаконным оборотом наличных средств в своих коммерческих интересах вопреки интересам десятков миллионов россиян и, прежде всего, из социально незащищенных слов населения.

Мы полагаем, что интересам населения в наибольшей степени соответствовало бы изменение законодательства таким образом, чтобы микроплатежи в пользу третьего лица могли бы осуществляться как банками, так и любыми другими организациями. Разумеется, при жестком контроле за соблюдением порядка проведения кассовых операций, в первую очередь – наличие фискальной техники. Микроплатежами мы предложили бы считать платежи на сумму менее эквивалента 10 долларов.

Предлагаем всем заинтересованным лицам бороться за искоренение неучтенных наличных средств путем фискализации платежных терминалов и совместно выступить против уничтожения агентской модели приема платежей.

Это архив сайта Kiosks.ru. Новая версия - по адресу http://kiosks.ru