Квартплата без очередей: идет обкатка SMS-расчетов


08.10.2007

В Петербурге активно развиваются современные способы оплаты услуг ЖКХ – терминалы, банкоматы и SMS. Аналитики прочат этому подходу большое будущее. Если, конечно, будут созданы юридические основы новых способов оплаты, в первую очередь – через SMS.

Платежные терминалы, первоначально использовавшиеся исключительно для приема платежей за мобильную связь, постепенно расширили свои функции. Теперь с их помощью также можно оплатить услуги телеком-операторов, кабельного ТВ, хостинга, пополнить счета в электронных платежных системах. Все активнее используются терминалы и для оплаты услуг ЖКХ, в том числе и платы за городской телефон.

С весны 2007 года принимать оплату через терминалы в Петербурге начал "Северо-Западный телеком", крупнейший оператор фиксированной связи. Для приема платежей через терминалы СЗТ не стал строить собственную сеть, а воспользовался уже существующими системами ("Уникасса", "Кассира.НЕТ", "МедиаСел.РУ", "Свободная касса").

Ранее, с октября 2006 года стало возможным оплачивать услуги компании через банкоматы (Северо-Западный банк Сбербанка России, "Балтийский банк", банк "Санкт-Петербург"). В данный момент количество банкоматов, посредством которых можно оплатить услуги СЗТ, превышает 1000, а количество терминалов – более 700.

Как сообщили CNews в пресс-службе СЗТ, в настоящий момент процент платежей, принимаемых от абонентов петербургского филиала компании через банкоматы и терминалы, незначителен, но постепенно он растет. В августе сумма платежей, принятых через банкоматы и терминалы, по сравнению с апрелем возросла на 31%.

"Петроэлектросбыт" пошел путем СЗТ

Основная энергоснабжающая организация города – "Петроэлектросбыт" для оплаты своих услуг до конца этого года собирается установить 80 терминалов по оплате электроэнергии. Планируется, что терминалы также будут принимать квартплату, платежи за городской телефон и мобильные телефоны. В дальнейшем, возможно, будут приниматься платежи для погашения банковских кредитов.

"Петроэлектросбыт" предложил альтернативу извечному стоянию в очередях для оплаты счетов за электроэнергию

По словам директора по развитию "Петроэлектросбыта" Ильи Смирнова, терминалы будет производить одна из петербургских фирм, а стоимость одного составит 200 тыс. руб. "Петроэлектросбыт" вел переговоры с существующими  системами моментальных платежей (ОСМП и др.), однако они не увенчались успехом, так как те не захотели подстраивать свой процессинг под требования нашей компании. По этой причине мы приняли решение создавать собственную сеть терминалов", - сообщил CNews Илья Смирнов.

Также весной этого года ГУП ВЦКП ("Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства") – основная структура, которая собирает с населения деньги за услуги ЖКХ, внедрила оплату через терминалы. В отличие от "Петроэлектросбыта" ГУП ВЦКП не стал строить собственную терминальную сеть. Как сообщил CNews заместитель генерального директора предприятия Василий Тютин, все технические вопросы по подключению ГУП ВЦКП к процессинговым системам существующих сетей моментальной оплаты удалось решить в рабочем порядке.

Кстати, помимо уже традиционной оплаты через терминалы, ГУП ВЦКП внедрил оплату через сайт kvartplata.info с помощью кредитных карт. О существовании сайта предприятие сообщает горожанам посредством указания его адреса на печатаемых им счетах за услуги ЖКХ. Уже функционирует возможность ввода через форму на сайте показателей счетчиков воды и электричества, которые будут учитываться при выставлении счета. Корректность введенной информации периодически будет проверяться инспекторами.

Население консервативно, но терминалы победят

Как отмечает Василий Тютин, в настоящее время доля платежей через терминалы значительно меньше доли выплат, поступающих традиционным путем. Объясняется это в основном инертность мышления, а так же тем, что платежи в основном осуществляются пожилыми людьми, не склонными вступать во взаимодействие с компьютерными интерфейсами.

Юрий Брюквин, генеральный директор аналитического агентства "Рустелеком", полагает, что платежи за услуги сотовой связи, которые сейчас доминируют в платежных терминалах, со временем уступят главную роль коммунальным платежам. "ЖКХ, так же как и мобильная связь, является сервисом повседневного спроса. Однако по своим объемам они значительно превосходят платежи за услуги операторов связи. Разумеется, нужно время, что потребитель узнал и оценил преимущества оплаты услуг ЖКХ через терминалы", - считает аналитик.

Сергей Савин, аналитик J’Son & Partners, отмечает, что основным ограничивающим фактором для новых способов оплаты является "технологический консерватизм" большинства плательщиков ЖКХ. "Если брать среднестатистического плательщика услуг ЖКХ, то это будет человек, для которого новые способы оплаты сложны для понимания. Пример: несмотря на тотальное проникновение платежных терминалов, очень много пользователей сотовой связи предпочитают традиционные (через кассу) способы оплаты", - отмечает аналитик. Но перспективы у таких способов, по его мнению, есть. "Все-таки наше общество становится все более грамотным, а сами по себе сервисы избавляют от необходимости стояния в очередях, что приводит к экономии времени и нервов", - уверен г-н Савин.

Не только терминалы, но и SMS-сервисы

Вслед за терминалами в бизнес оплаты услуг ЖКХ пришли и SMS-сервисы. Так, у ГУП ВЦКП с помощью мобильного банкинга реализована и оплата через SMS. На данный момент эта технология доступна клиентам банка "Петрокоммерц". Отправка SMS-сообщения является поручением на списание с банковского счета соответствующей суммы за оплату жилищно-коммунальных услуг.
Через 3-6 месяцев оплату через SMS планирует внедрить и "Петроэлектросбыт". Работать это будет следующим образом: человеку следует зарегистрироваться в пунктах "Петроэлектросбыта", где ему выдадут его личный индентификатор. Для SMS-оплаты в теле сообщения потребуется указать этот идентификатор и количество оплачиваемых киловатт согласно показаниям счетчика.

Списание денег, по словам Ильи Смирнова, будет происходить одним из двух способов. Либо деньги снимут с банковской карты, данные которой необходимо будет указывать при регистрации, либо со счета абонента у мобильного оператора. Какой именно способ будет использоваться, в компании пока еще окончательно не решили. "В данный момент ведутся переговоры с "большой тройкой" о реализации SMS-оплаты", - отметил г-н Смирнов.

Маргарита Горбачева, начальник пресс-службы "Мегафон Северо-Запад", заявила CNews, что оператор заинтересован в сотрудничестве с компаниями и проектами, "которые предоставят абонентам оператора нужные, удобные, востребованные сервисы". "На сегодняшний день схема взаимодействия с компанией "Петроэлектросбыт" еще не определена, ведутся переговоры", - сообщила г-жа Горбачева.

Оплата через SMS юридически не урегулирована

Евгения Алешко, менеджер по связям с общественностью "Билайн Северо-Запад", сообщила CNews, что оператор "всегда готов рассмотреть возможность сотрудничества с другими компаниями", но при этом обратила внимание на существующие юридические сложности. "Здесь предусматривается взимание платежей в пользу другого лица, что в настоящее время никак не закреплено действующими юридическими нормами", - отметила г-жа Алешко.

Генеральный директор компании Infon Кирилл Шрамко также обратил внимание на существование некоторых юридических препятствий: "Операторы имеют лицензию на предоставление населению услуг связи. А для выполнения банковских операций, к которым относятся и платежи за электроэнергию, необходима лицензия на осуществление банковской деятельности, которой у операторов нет".

В "Петроэлектросбыте", как выяснилось, об этой проблеме знают. "Мы думаем над ее решением. Существует несколько вариантов, о которых я пока не хотел бы говорить", -сообщил CNews Илья Смирнов.

По словам Кирилла Шрамко, в настоящее время возможно только трехстороннее взаимодействие абонент-оператор-банк. "Других схем пока нет, операторы, возможно, предложат другую цепочку взаимодействия для реализации этого проекта", - считает гендиректор Infon. При этом он отметил данный способ платежей за электроэнергию как перспективный: "Для потребителя не важно, кто принимает оплату за электроэнергию. Будь то банк, специализированный центр приема платежей, либо оператор сотовой связи".

Возможно в теории, но на практике проблематично

Георгий Пчелинский, юрист практики в сфере правовой защиты ИС и ИТ юридической фирмы Beiten Burkhardt, считает, что, вероятно, эта инициатива "Петроэлектросбыта" связана с прошлогодними изменениями в законе о банковской деятельности. Благодаря ним появилась юридическая база для совершения ограниченного числа банковских операций, в том числе связанных с получением от населения и дальнейшим переводов коммунальных платежей небанковскими организациями. "Теоретически сотовые операторы могу собирать деньги от населения в оплату коммунальных услуг. При этом сотовые операторы должны соблюдать условия, предусмотренные законом 140-ФЗ, то есть наличие соответствующих договоров с банком и энергосбытовой организацией", - отмечает юрист.

Однако, по его словам, на сегодняшний день реализация этой идеи на практике представляется проблематичной и потребует серьезного анализа и изменения договорной базы, используемой операторами. Деньги, собираемые операторами от абонентов, имеют целевое назначение и предназначены для предоплаты услуг связи. "Перед операторами встанет юридически сложный вопрос, каким образом в абонентских договорах и правилах оказания услуг связи отразить то, что часть средств может быть использована в других целях", - считает г-н Пчелинский. Кроме того, закон 140-ФЗ накладывает ограничения на порядок перечисления денежных средств граждан, которые мало сочетаются с текущей практикой деятельности операторов. "Без разработки подобной новой юридической конструкции и решения этих юридических сложностей операторы не смогут взаимодействовать с "Петроэлектросбытом"", - отметил Георгий Пчелинский.

Есть варианты

В компании МТС заявили, что в рамках существующих у МТС услуг подобный сервис можно реализовать с помощью "Мобильного банка". Данная услуга позволяет со своей SIM-карты через установленное банковское приложение посредством SMS-сообщений управлять своим банковским счетом (на сегодняшний день МТС работает с МБРР и Сбербанком). "Вот таким образом, безусловно, можно оплатить любые услуги сторонних организаций, в том числе и "Петроэлектросбыта", так как платежи осуществляются через банк, а сотовый телефон (SIM-карта) используется абонентом только как управляющий терминал, осуществляющий авторизацию клиента", - отметила пресс-секретарь "МТС Северо-Запад" Вероника Бялковская.

Андрей Пристинский, руководитель направления стратегического развития компании i-Free, считает, что организовать оплату электроэнергии через Premium-SMS технически возможно. Например, абонент отправляет на определенный номер SMS-сообщение с просьбой списать у него со счета конкретную сумму за коммунальный платеж, а биллинговая система оператора сотовой связи должна произвести списание денежных средств. "Однако это очень сложная бизнес-модель, и в России до сих пор не было  реализовано ничего подобного, так что мы скептически относимся к тому, что в ближайшие полгода такая услуга может появиться на рынке", - отметил г-н Пристинский.

Автоматизация коснулась и взаиморасчетов между ТСЖ и РСО

Помимо внедрения новых способов платежей ГУП ВЦКП создал систему автоматизации финансов многоквартирного дома, которая меняет систему расчета между товариществами собственников жилья (ТСЖ) и ресурсоснабжающими организациями (РСО). Новая система обеспечивает прямое поступление денег жильцов поставщикам воды, тепла и электричества, а оплата ТСЖ за услуги ВЦКП снижается до 0,1% от суммы счета. При старой модели взаимоотношений ТСЖ платили 4% за обслуживание.

В существовавшей до недавнего времени схеме компания, осуществлявшая сбор денег с населения, переводила их в ТСЖ за вычетом своей комиссии. ТСЖ уже самостоятельно оплачивало услуги РСО. В результате возникали ситуации, когда граждане исправно оплачивали счета, но деньги до ресурсоснабжающих организаций не доходили. В Петербурге у всех на слуху ситуация с управляющей компанией "Питер Дуссман", которая обслуживала около 100 домов в Адмиралтейском районе. Из-за того, что компания не переводила деньги в ГУП "Водоканал", жильцам отключили горячую воду. Василий Тютин считает, что новая модель расчетов должна устранить эту проблему. "ТСЖ предлагается договор комплексного обслуживания, — говорит он. — В соответствии с этим договором ГУП ВЦКП готовит счета для граждан, которые эти счета оплачивают.

Деньги поступают напрямую в РСО, а управляющая компания получает только ту часть средств, которые действительно адресованы ей".

В результате возник баланс интересов. "Ранее ТСЖ получали эти деньги в свое распоряжение, но за минусом 4%, — рассказал CNews г-н Тютин. — Теперь они платят 0,1% вместо 4%, но и не получают возможности ими попользоваться". Никаких дополнительных плат за пользование новой автоматизированной системой не предусмотрено. По словам Василия Тютина, так как 0,1% не покрывает даже банковской комиссии за перевод средств, то РСО платят ВЦКП вознаграждение за дома, подключенные по этой системе. Это обусловлено тем, что РСО заинтересованы в гарантии поступления денежных средств на их счета, чтобы не возникало ситуации, аналогичной с "Дуссманом".

Общий объем прибыли, получаемой ГУП ВЦКП в результате новой системы, по оценкам Василия Тютина, должен снизиться. "Мы являемся бюджетообразующим предприятием, и нашу прибыль забирает город, — пояснил он. — Сейчас, имея нормальный бюджет, город готов поступиться частью своей прибыли, чтобы обеспечить функционирование нужной ему системы".

Это архив сайта Kiosks.ru. Новая версия - по адресу http://kiosks.ru