Власти дают добро на организацию приема платежей по агентской схеме


24.09.2007

10 сентября 2007 года Постановлением Правительства РФ  №575 "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи" были утверждены Правила, регулирующие отношения между абонентом (пользователем) и оператором связи при оказании телематических услуг связи. Правила оказания телематических услуг были утверждены после выхода указаний ЦБ России 1842-У и вводятся в действие с 1 января 2008 года. Важно отметить, что в пункте 24 настоящих правил подтверждается возможность принятия денежных средств третьими лицами (агентская схема).

С полным текстом Постановления РФ №575 можно ознакомиться на странице base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=71035. Что касается интересующего нас пункта, то в нем устанавливается буквально следующее (цитата из текста Постановления):

"24. Оператор связи вправе поручить третьему лицу заключить договор от имени и за счет оператора связи, а также осуществлять расчеты с абонентом от имени оператора связи.

По договору, заключенному уполномоченным третьим лицом от имени и за счет оператора связи, права и обязанности возникают непосредственно у оператора связи".

Как рассказал Редакции MoneyNews заместитель генерального директора компании ОСМП Алексей Няненко, аналогичное положение содержится в п.49 действующих Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, п.24 Правил оказания услуг подвижной связи, п.13 Правил оказания услуг для целей теле-радиовещания, п.25 Правил оказания услуг по передаче данных…

"Перечень можно продолжить, но очевидно одно: норма соответствует гражданскому законодательству, не является новеллой для России и последовательно отражает суть осуществляемой реформы в области связи. На наш взгляд, обсуждаемые положения Правил обеспечивают не только функционирование, но и развитие рынка телекоммуникационных услуг в состоянии баланса между интересами государства, пользователей и самих операторов", - сказал Алексей Няненко. 

По его словам, к сожалению, история российского государства знает немало примеров последовательного извращения идеи развития отдельных отраслей. Одним из сравнительно недавних и весьма нашумевших примеров из рассматриваемой сферы является внесение поправок в закон "О банках и банковской деятельности", касающихся приема платежей небанковскими организациями.

"Текст законопроекта в первом и втором чтении конкретизировал, что к банковским операциям не относится прием от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за услуги связи, за жилое помещение и коммунальные услуги,который осуществляется некредитными организациями на условиях договора поручения с лицами,предоставляющими соответствующие услуги,если по условиям такого договора обязательства плательщикасчитаются исполненными в момент поступления денежных средств в кассу поверенного. - комментирует г-н Няненко. - Воля законодателей в тот момент была ясна - урегулировать сферу отношений между плательщиками и организациями типа расчетно-кассовых центров (РКЦ), предоставив плательщикам гарантии исполнения, а также обязав РКЦ и схожие организации иметь договоры с операторами услуг. Понятна была и правовая модель, и интерес государства к жилищно-коммунальному хозяйству и телекоммуникационной инфраструктуре. В третьем чтении текст поправок был кардинально изменен таким образом, что прием денежных средств коммерческой организацией стал возможен по договору не с оператором услуг, а с кредитной организацией".

Кроме этого, как отмечает Алексей Няненко, кредитная организация по тому же закону, действовавшему и ранее в течение 10 лет, была вправе осуществлять подобные операции без договора с оператором. При этом законодатель так и не урегулировал соответствующие правоотношения, разрушив по сути их правовую основу: оператору предложено дать поручение банку, банк делегирует свои полномочия коммерческой организации, а та - заключает договор с плательщиком от имени банка. На вопрос, кто же именно является поручителем в таком случае, законодатель не ответил по причине высокой спешки и низкой правовой техники подготовки документа. В результате закон, вступивший в силу более года назад, до сих пор не исполняется на практике, что было не так давно подтверждено регулятором банковской сферы - Центробанком России, говорит заместитель генерального директора компании ОСМП.

"С учетом сказанного, все теоретически возможные попытки негативного воздействия на подобные Правила, регулирующие деятельность операторов и принятые на основе федерального законодательства о связи, нам представляются саботажем позитивных реформ. Внешне это могло бы выглядеть как некая форма политической реакции, однако на деле это могут быть лишь банальные действия коммерческих и банковских структур, направленные на передел рынка", - заключает Алексей Няненко.

Это архив сайта Kiosks.ru. Новая версия - по адресу http://kiosks.ru