Планируем создание сети платежных терминалов


13.06.2007

Бизнес по приему платежей через автоматизированные платежные терминалы развивается семимильными шагами. Количество таких терминалов за последние полтора года увеличилось в несколько раз. Разработанные платежными системами комплексные решения, включающие в себя поставку полностью готовых к работе терминалов с установленным программным обеспечением, предложения по лизингу, налаженный сервис технической поддержки, сделали возможной ситуацию, когда в этом бизнесе может работать даже человек без специальных технических знаний или опыта работы в сфере приема платежей. Однако есть ряд моментов, на которых продавцы терминалов и представители платежных систем предпочитают не заострять внимание новых дилеров.

Например, реальная степень доходности бизнеса, или аспекты, связанные с выполнением закона о банках и банковской деятельности и необходимости применения в платежных терминалах фискальных регистраторов. Не так много внимания, к сожалению, уделяется обычно и аспектам информационной безопасности при построении сетей платежных терминалов. Некоторые из этих вопросов мы постараемся рассмотреть более подробно в этой и нескольких следующих статьях.

Итак, принято решение создать небольшую сеть платежных терминалов. Теперь необходимо выбрать платежную систему, с которой будет вестись дальнейшая работа, составить бизнес-план, найти поставщика терминалов и места для их установки.  Выбор платежной системы мы сейчас затрагивать не будем. Практически все они предлагают комплексные программные решения для контроля за работой терминалов и качественный сервис по технической поддержке. По-другому в этом бизнесе сейчас не выжить.

С вопросом, где купить терминал, тоже все более-менее ясно. Если нет опыта работы в данной сфере, нужно покупать оборудование у платежной системы, хотя в большинстве случаев это и не оптимальный по цене вариант. Зато при возникновении проблем технического плана служба технической поддержки платежной системы не будет валить вину за нестабильную работу на поставщиков оборудования, и наоборот.

Остановимся более подробно на бизнес-плане. На сегодняшний день, полностью удовлетворяющий современным требованиям по надежности терминал, оснащенный чековым принтером, стоит в среднем порядка 75 тысяч рублей. Если подстраховаться и взять терминал с фискальным регистратором, цена увеличиться до 95-100 тысяч рублей. Почему при формальной необходимости использовать фискальные регистраторы 99% терминалов сейчас работают без них, и каковы перспективы развития ситуации, мы подробно поговорим в следующей статье.

Один человек при наличии автомобиля вполне в состоянии качественно обслуживать до десятка установленных аппаратов. Нет необходимости арендовать офис и держать штат сотрудников – в штатном режиме работы платежный терминал практически не требует вмешательства обслуживающего персонала. Выходить на рынок с одним аппаратом, разумеется, смысла нет. Минимальная цифра, с которой имеет смысл начинать – 5-6 терминалов. Если их число перевалило за 15, то имеет смысл нанимать дополнительного сотрудника.

Пусть, для определенности, принято решение купить пять аппаратов. В зависимости от комплектации и поставщика, понадобится от четырехсот до пятисот тысяч рублей. Теперь нужно выяснить, когда окупятся вложенные деньги. В Интернете можно найти много так называемых "калькуляторов окупаемости" платежных терминалов. Как правило, их размещают на своих сайтах владельцы субдилерских сетей и производители терминалов. Расчет доходности платежного терминала, на самом деле, очень несложен. Она определяется в основном двумя факторами – средним объемом платежей за день и величиной арендной платы. Остальные факторы (накладные расходы на обслуживание, связанные с оплатой Интернет-трафика, бумагой для термопринтера и т.д., оказывают гораздо более слабое влияние).

Манипулируя этими цифрами, можно получить сколь угодно малый срок окупаемости, сделав инвестиции в такой бизнес на первый взгляд чрезвычайно привлекательными. Один из наиболее характерных примеров можно посмотреть, например, на сайте сети платежных терминалов "Новоплат". При приведенных исходных данных: аренда в 3 000 рублей и средний оборот за день 43 000 рублей, терминал действительно окупится за полтора месяца.

Однако людям, планирующим вложить деньги в установку терминалов, следует учесть, что в реальной практике цифры будут совсем другими. Найти незанятую точку под терминал, которая через два-три месяца работы даст стабильный оборот в 10 000 рублей, считается большой удачей. Как правило, за аренду в такой точке приходится платить шесть-семь тысяч рублей и выше. А в сетевых гипермаркетах и раскрученных универсамах, где действительно можно говорить об оборотах 30-40 тысяч рублей в день, цена аренды на эксклюзивных условиях может доходить до 25-30 тысяч рублей в месяц за терминал. Таким образом, реальный срок окупаемости терминала составляет обычно от восьми до десяти месяцев. Именно эти цифры имеет смысл закладывать в бизнес-план, чтобы не обмануть ожидания инвесторов.

И в заключение нужно отметить, что заказывать и оплачивать терминалы правильнее всего тогда, когда точно известно, где и на каких условиях они будут установлены, то есть на руках имеются подписанные договоры аренды. Иначе можно столкнуться с ситуацией, что запланированные места в последний момент займет кто-нибудь другой.

Автор: Александр Рощанский, менеджер по развитию АКС "SAPSAN"
Источник:Kiosks.ru

<

Это архив сайта Kiosks.ru. Новая версия - по адресу http://kiosks.ru