Маленький гигант больших платежей (рынок платежных терминалов)


06.03.2007

Рынок микроплатежей через автоматические терминалы существует в Новосибирске меньше трех лет, за это время платежные киоски освоили большую часть городской территории. Чтобы развиваться дальше, необходимо либо искать новые места высокой проходимости, либо внедрять новые услуги. Первое — предпочтительнее и быстрее окупается.

Молодой, но бурный

Первые платежные автоматы были установлены в Москве в конце 90-х. В нашем городе возможность заплатить за сотовый телефон, Интернет и спутниковое телевидение через автоматический терминал появилась лишь 2,5 года назад. Тем не менее, сегмент платежных терминалов, по мнению директора новосибирского филиала группы E-port Михаила Шушпанова, является самым быстро развивающимся на рынке приема платежей.

Сегодня в Новосибирске доля наличных средств, потраченных на сотовую связь, практически в два раза больше доли платежей, совершаемых по картам оплаты. В Москве доля «налички», поступающей от абонентов, приближается к 90%. «Точки приема наличных платежей есть еще не везде. Поэтому сейчас в регионах карты оплаты более популярны, чем в Москве, — говорит коммерческий директор Новосибирского филиала ОАО «ВымпелКом» Евгения Мамонтова. — Тем не менее, в этом году мы ожидаем дальнейшего увеличения популярности оплаты услуг оператора наличными через банкоматы, терминалы самообслуживания, кассы супермаркетов и салоны дилеров», — отмечает Е. Мамонтова.

Назвать точное количество фирм-владельцев платежных терминалов, работающих на данный момент в Новосибирске, сложно. Их количество постоянно увеличивается. Как считают участники, рынок занят уже на 70%. А если учесть, что параллельно растет и количество банкоматов, которые принимают платежи в пользу сотовых операторов, то становится понятным, почему большинство участников рынка считают, что сегодня на этом рынке идет жесткая конкуренция. «Все выгодные места уже заняты, — уточняет специалист по маркетингу и рекламе УК «М-Трейд» (платежные терминалы «Быстроплат») Мария Репина. — Если на проходимое место встали не мы, то туда поставили платежный киоск наши конкуренты. Сейчас начинается борьба за своего клиента, которого можно привлечь только качественным обслуживанием, быстрым поступлением денег на счет и низкой комиссией».

Цена сбора

Для того чтобы начать бизнес по приему платежей, необходимо купить платежный терминал и подключить его к платежной системе — специальному механизму организации расчетов. Платежные терминалы производят и продают как самостоятельные организации, так и платежные системы. Крупнейшими в России платежными системами на текущий момент являются E-Port, CyberPlat и ОСМП. Все участники рынка предлагают клиентам уже настроенные и готовые к работе аппараты.

На организацию бизнеса требуется не больше недели. Этому способствует полное отсутствие административных барьеров — нужно только подписать договор с платежной системой. Единственным минусом этого бизнеса предприниматели называют слабую проработанность законов в сфере электронной коммерции.

В зависимости от производителя, модели и комплектации цена терминала колеблется от 60 до 180 тыс. руб. Остальные затраты на организацию пункта приема платежей через терминал складываются из арендной платы и стоимости расходных материалов — тонера и чековой ленты. «Стоит отметить, что для владельцев уже действующего бизнеса платежный киоск может не только приносить дополнительный доход, но и стать конкурентным преимуществом, — отмечает М. Шушпанов. — Терминал позволяет расширить спектр предоставляемых услуг, увеличить клиентский поток, повысить лояльность клиентов и усилить эффект «сопутствующей покупки».

Структура текущих затрат на содержание терминала зависит от места его установки. В крупных торговых сетях или деловых центрах, где арендная плата достаточно велика, ее доля в структуре текущих затрат может достигать 80%. В среднем же аренда занимает 40—50% текущих расходов, еще 6—15% приходится на налоги. Зарплата, связь (GPRS-канал или выделенная линия) и расходные материалы отнимают еще 5—10% прибыли. Стоит оговориться, что затраты на персонал и обслуживание аппаратов зависят от количества платежных терминалов. По словам одного из участников рынка, если предприниматель купил один аппарат — ему не нужны инкассаторы, инженеры, служба техподдержки и бухгалтерия — он со всем может справиться сам.

Впрочем, для приема платежей от населения наличие платежного терминала не является насущной необходимостью. Некоторые компании предлагают принимать платежи с обычного компьютера или даже сотового телефона. Единственное условие — возможность выхода в Интернет. Отличие такого способа работы от платежного терминала заключается в меньших первоначальных, но больших текущих затратах — принимать платежи должен человек, а, значит, увеличиваются расходы на заработную и арендную плату.

Бизнес по приему платежей можно назвать условно сезонным. Все зависит от места установки аппаратов. «Если терминал находится в учебном заведении, то с осени по весну доход будет высоким, а летом будет спад в несколько раз, — комментирует ситуацию М. Репина. — Если же это крупный супермаркет, то сезон не имеет большого значения». В связи с этим, наилучшее время выхода на рынок предприниматели также связывают с предполагаемым местом установки платежных киосков.

Все участники рынка отмечают, что наибольшей популярностью пока пользуются платежи за услуги сотовой связи — их доля в общем объеме совершенных платежей составляет 96—97%. В среднем люди кладут на счет оператора 30—50 руб. Доля коммерческого телевидения среди всех платежей, проходящих через терминалы, редко превышает 1%. Оставшиеся 1—2% — платежи за фиксированную связь, системы охранной сигнализации, коммунальные услуги, погашение потребительских кредитов и доступ в интернет.

Главное, чтоб терминал не подвел

От места установки платежного терминала также зависит доходность и срок окупаемости бизнеса. Верхняя комиссия (комиссия, которую платят клиенты при использовании терминала) складывается из комиссии платежной системы (нижней комиссии) и того, что владелец установит сверх нее. Соответственно, доход с платежного киоска формируется из разницы верхней и нижней комиссии, а также вознаграждения, которое платежная система выплачивает агенту за проведение каждой транзакции. Размер этой выплаты зависит от региона, количества платежных терминалов и конечного получателя платежа. Хотя в некоторых случаях платежная система может и не выплачивать такого вознаграждения или запрещать устанавливать верхнюю комиссию. Таким образом, в первом случае владелец аппарата будет получать доход только с разницы комиссий, а во втором — только в виде вознаграждений. Все эти условия оговариваются в договоре с платежной системой.

Обороты одного терминала бизнесмены оценивают на уровне 5 тыс. руб. в день для места с низким потоком клиентов и в 20 тыс. руб. в день для многолюдных мест. Средний срок окупаемости платежного терминала — 11—15 месяцев. По словам совладельца сети информационно-платежных киосков «Мгновенно» Леонида Сергеева, минимального количества автоматов, обеспечивающих рентабельность бизнеса, нет. «Можно начать и с одного киоска, — говорит Л. Сергеев. — Так начинали 80% фирм, работающих сегодня на этом рынке».

Схема работы терминала проста. Приняв от клиента наличные, терминал отправляет сигнал о платеже через платежную систему. Эта сумма списывается с банковского счета компании-владельца и переводится получателю оплаты. Таким образом для бесперебойной работы аппарата на счете всегда должны быть необходимые средства, иначе терминал прекратит осуществлять платежи. По оценке Л. Сергеева, необходимый минимальный резерв на счете должен быть не меньше 10 тыс. руб. на каждый действующий автомат в день. В праздничные дни, особенно в Новый год, эта сумма увеличивается. Некоторые платежные системы предлагают клиентам кредит в случае нехватки денег на лицевом счете.

Кроме нехватки денег на счете владельца платежного терминала, существуют и другие причины задержки платежа. Самыми распространенными из них бизнесмены считают проблемы с обеспечением устойчивого канала связи. Эта проблема может возникнуть, например, при сбое в работе оператора сотовой связи для технологий GPRS или CDMA. «Скорость поступления средств на счет абонента складывается из времени передачи платежа с терминала в платежную систему и времени передачи платежа от платежной системы оператору сотовой связи, — поясняет М. Репина. — 90% всех задержек происходит на этапе передачи платежа оператору сотовой связи и получения от него ответа о принятии платежа». Кроме того, участники рынка не исключают и другие технические проблемы, которые могут случиться с любым компьютером.

Терминальная альтернатива

Кроме платежных терминалов, возможность пополнения «сотового» счета предоставляют банкоматы. Однако доля поступающих через банковскую систему средств несоизмеримо меньше, чем денежный поток с терминалов оплаты. Лидерство в выдаче наличных пока безоговорочно принадлежит банкоматам. Мнения о том, можно ли обналичивать деньги с платежного терминала, разделились. М. Шушпанов исключает такую возможность. Он считает, что терминал — это, в первую очередь, устройство для приема платежей. Однако М. Репина подтверждает возможность возврата денег в случае проведения ошибочного платежа. Остальные бизнесмены подтверждают, что техническая возможность составить конкуренцию банкоматам у платежных киосков есть. Практически же все упирается в то, что для выдачи наличных организации потребуется намного больше документов, чем просто договор с платежной системой.

Так же разделились мнения о возможности существования бизнеса без непосредственного участия владельца. М. Репина считает, что недостаточно просто вложить деньги в технику и кадры. С ней не согласны представители других компаний. «Есть возможность просто вложить в бизнес деньги, — заявляет Л. Сергеев, — и раз в месяц получать прибыль, которую, кстати, инвесторы отслеживают в он-лайн-режиме». «Бизнес по приему платежей через терминал ничем не отличается от других, — добавляет М. Шушпанов. — Можно быть просто совладельцем, внеся первоначальный взнос в его открытие, а впоследствии просто получать дивиденды».

Процесс привыкания

Бизнесмены считают, что рынок приема платежей будет расти и дальше. Развитие пойдет, прежде всего, за счет увеличения количества терминалов самообслуживания, расширения списка услуг и полного насыщения региональных рынков. В группе E-port, например, намерены много времени уделить развитию региональных представительств. Сеть «Мгновенно» хочет установить по одному терминалу на каждую тысячу человек. А в системе платежных терминалов «Быстроплат» основная задача на следующий год — предложить клиентам возможность оплаты спутникового телевидения, IP-телефонии и прием платежей по системе «Город».

Кстати, о широком распространении оплаты жилищно-коммунальных услуг через терминалы предприниматели пока говорят осторожно. По их мнению, для широкого распространения платежей за ЖКХ через платежные автоматы должно пройти время. «Люди должны привыкнуть к этой услуге и понять, что иногда проще заплатить комиссию, чем час стоять в очереди, — прогнозируют бизнесмены. — К приему наличных платежей за мобильную связь в том объеме, как сейчас, мы тоже пришли не сразу».

По данным сайта www.kiosk.ru, на текущий момент производством и продажей платежных терминалов в России занимается около 40 компаний. В числе наиболее известных — компания Electropay, «АБ-Макс», «Автоматизированные розничные системы», «Гидроэр», «Гротеск» (платежные терминалы «Мгновенно»), «Диалектика-Сенсорный мир», «Инвент-НН» (платежные терминалы Spay), СКБ ВТ «Искра», «ИСТА-Техника», ООО «Легкая игра», «Лиско», Московский завод информационных автоматов, «Мелиор», «Мир киосков», компания Неокиоск. ру, Auto-pay, «Пятое измерение», «Регионпромкомплект», ООО «РПЦ», «САГА-Технологии», «Системные технологии», «Сенсорные системы», группа компаний «Уникум», ЗАО «Штрих-М» (платежные терминалы NexPay), компания «ЭлСи», Ciberpay, Firstpay, Quickpay, NGT, RuJack, Sfour, SmartGames и Sotaplat, а также платежные системы CyberPlat, «Объединенная система моментальных платежей» (ОСМП) и группа E-port.

Это архив сайта Kiosks.ru. Новая версия - по адресу http://kiosks.ru