QIWI выяснила профиль российского пользователя, предпочитающего совершать повседневные платежи с помощью смартфона


17.12.2015

Группа QIWI провела исследование профиля российского пользователя, предпочитающего совершать повседневные платежи с помощью смартфона с использованием HCE-технологии[1]. Базой для исследования послужили Big Data группы QIWI и анализ платежного поведения пользователей электронного кошелька Visa QIWI Wallet.
 
В августе 2015 г. QIWI и VISA Inc. одними из первых в России произвели интеграцию технологии бесконтактных платежей Visa payWave в функционал кошелька Visa QIWI Wallet[2]. Обновленное приложение электронного кошелька поддерживает технологию Host Card Emulation (HCE). Совместное решение VISA и QIWI открыло миллионам россиян новый способ оплаты и стало первым шагом кардинального изменения существующего представления о формах оплаты товаров, услуг, совершения ежедневных платежей.
 
По результатам исследования QIWI, проходившего в течение осени 2015 г., удалось составить портрет российского пользователя HCE: в большинстве случаев это мужчина, от 25 до 34 лет, проживающий в столичных регионах, с интересами в области финансов, бизнеса, политики и путешествий.
 
Аудиторию для исследования составили порядка 4 млн пользователей QIWI-кошельков, из которых 1 млн используют его версию на Android. Конечная база исследования была ограничена теми пользователями, кто подключил HCE и воспользовался данной технологией при оплате.

Социально-демографический профиль

Рис. 1 Пол пользователей

Пол пользователей

[1] НСЕ технология (Host card emulation) дает возможность передачи данных по набору протоколов Near Field Communication (NFC) между мини-терминалом оплаты и приложением для мобильного устройства, эмулирующего работу NFC-карты. В приложении QIWI кошелька реализована эмуляция работы бесконтактной банковской карты PayWave от Visa.
 
[2] Услуга бесконтактной оплаты с кошелька Visa QIWI Wallet доступна любому пользователю кошелька со смартфоном на платформе Android, поддерживающим NFC. Чтобы начать использовать кошелек, достаточно установить приложение из магазина Google Play и пополнить с любой банковской карты или в терминале QIWI.

Доля мужчин среди плативших с помощью HCE приближается к 100%.


Рис. 2 Возраст пользователей
 

Возраст пользователей

Среди HCE-пользователей характерны возрастные группа 25 – 34 года, при этом число подростковой аудитории значительно меньше.
 
Рис. 3 География
 

География


 
 

HCE-платежи пока получили наибольшее распространение в столицах, при этом регионы также активно вовлекаются в использование новой технологии. Следующие по популярности использования HCE города после двух столиц – Казань, Краснодар, Екатеринбург, Уфа и Красноярск.
 
Рис. 4 Интересы (по показателю аффинитивности[1] пользователей HCE к пользователям Visa QIWI Wallet).


Интересы (по показателю аффинитивности[1] пользователей HCE к пользователям Visa QIWI Wallet)

[1] Affinity Index – Индекс соответствия.
 
Пользователей HCE можно отнести к продвинутой молодежи, среднему классу с широким кругом интересов.

Платежное поведение

Пользователи HCE – более активные пользователи кошелька. Они тратят в месяц в два раза больше, чем пользователи кошелька, а также оплачивают больше категорий по сравнению со средним пользователем.

Аудитория HCE и до оплаты телефоном использовала Visa QIWI Wallet для офлайн-платежей, а не только для оплаты в Интернете, т.к. многие из них ранее оформили карточные продукты QIWI, включая пластиковую карту.

Наиболее популярными точками оплаты с помощью HCE стали продуктовые магазины и супермаркеты, фастфуд, заправочные станции, рестораны/кафе и оплата проезда в метро и электричках.

ТОП-5 наиболее популярных сфер оплат HCE

1. Продуктовые магазины и супермаркеты (Магнит, Пятерочка, Перекресток, Магнолия и др.)
2.    Фастфуд (Mc Donald’s, Burger King, KFC и др.)
3.    Заправочные станции (BP и др.)
4.    Рестораны, кафе (Теремок, Старбакс и др.)
5.    ЖД, метро и электрички (Москва и область)
 
– Наше исследование HCE-аудитории будет полезно всему российскому рынку платежных услуг, поскольку оно четко рисует портрет пользователя на начальном этапе распространения данной технологии и послужит референсом для дальнейшего изучения, - отметила Анна Стоклицкая, Управляющий директор группы QIWI. – Изначально мы ожидали, что исследование покажет более скромные результаты по аудитории, понимая, что любая новая технология – это тест для наиболее продвинутых пользователей финансовых услуг. Однако, сейчас мы видим, что HCE-технология в России была востребована и сегодня активно входит в нашу повседневную жизнь, делая смартфоны не только средством коммуникации, но и основным платежным инструментом».

Это архив сайта Kiosks.ru. Новая версия - по адресу http://kiosks.ru