«Выживаем в кризис вместе» - экспертное мнение о ситуации на рынке сенсорных киосков


07.09.2015

Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня мы в гостях у Игоря Меркулова, генерального директора группы компаний Сенсорные Системы. В беседе с Игорем мы хотели бы получить экспертное мнение о ситуации на рынке сенсорных киосков, его развитии, трендах.

«Выживаем в кризис вместе» - экспертное мнение о ситуации на рынке сенсорных киосков

Здравствуйте, Игорь!

Здравствуйте, Инна!

Игорь, я знаю, что компания Сенсорные Системы является первым производителем сенсорных информационных киосков на территории России. Расскажите, пожалуйста, как изменились потребности заказчиков за 20 лет?

Да, действительно в 1994 году мы начали производить первые в России сенсорные киоски. Но еще раньше, в 1992 году, мы начали разработки программного обеспечения для сенсорных киосков. Нашим первым продуктом была справочно-информационная система для посетителей выставок. На ее основе мы несколько лет обслуживали все выставки в выставочном комплексе «Экспоцентр» на Красной Пресне, потом выставки Ленэкспо в Санкт-Петербурге, выставки компании Крокус.

Возвращаюсь к Вашему вопросу. С одной стороны, все изменилось кардинально. Сенсорные технологии ушли далеко вперед. Использование сенсорного интерфейса является абсолютно привычным для большинства пользователей.  Данная услуга востребована на рынке. Конкуренция тоже выросла.

С другой стороны, как и 20 лет назад, сегодня клиенту нужно готовое решение.  И если на рынке появились компании, которые производят неплохие, на мой взгляд, корпуса киосков, то с качественным программным обеспечением проблемы есть, и очень большие. Большинство поставщиков считает, что достаточно взять готовый сайт заказчика или что-то быстро «слабать» на web-технологиях. Но это, конечно, не полноценное решение для сенсорного киоска.

И как вы решили этот вопрос?

Развитие идет по спирали. Более 20 лет назад «Сенсорные Системы» начали разрабатывать готовые решения «под ключ».  Сейчас, уже на другом качественном уровне, мы вернулись к этому. 

Почему вернулись? Было время когда «Сенсорные Системы» не занимались разработкой программного обеспечения?

Действительно, был период, когда разработка программного обеспечения для киосков отошла на второй план. В начале 2000-ых наши усилия по развитию рынка сенсорных технологий в России начали приносить свои плоды. Рынок начал развиваться очень быстро. И «Сенсорные Системы» сосредоточились на дистрибуции оборудования Elo Touch, производстве сенсорных киосков и терминалов.  Сначала мы передали разработку программного обеспечения на аутсорсинг. Потом начали стимулировать сторонние компании на разработку ПО для киосков и использовать их продукты.

Это была ошибка?

Это была жизнь. Это был один из возможных вариантов развития. Мы понимали, что невозможно все делать своими руками. Чтобы рынок развивался, в него должно вовлекаться больше компаний, людей, ресурсов. И мы готовы были делиться. В то время романтики в нашем бизнесе было больше, чем жесткого расчета. Мне она, видимо, и сейчас мешает!?

И чем закончилась ваша инициатива?

Разработка хорошего программного обеспечения процесс долгий, требующий значительного вложения интеллектуальных и финансовых ресурсов. Перепродавать сенсорные экраны и мониторы гораздо проще и выгоднее. Особенно если рынок растет. К сожалению, нам не удалось получить качественное партнерское программное обеспечение, удовлетворяющее нас и наших клиентов. Устав бороться с плохо работающим софтом на наших «хорошо работающих киосках», компания «Сенсорные Системы» вернулась к разработкам своего программного обеспечения. Опыта у нас было накоплено достаточно, да и из процесса мы  никогда не выпадали.
Когда ты на правильном пути, и «мир» начинает тебе помогать.

У нас достаточно быстро подобралась команда из людей, которые загорелись идеей создания уникального софта для киосков. Мы не стали идти  по пути быстрого создания продукта. Мы выбрали надежную платформу. Разработка основного продукта заняла у нас порядка 3-х лет. Это были серьезные финансовые вложения. В результате на сегодняшний день мы имеем один из лучших продуктов на рынке для сенсорных киосков, конкурентный не только на российском рынке, но и на мировом. И я очень надеюсь, что марка TouchInform скоро станет узнаваема в Европе, а потом и в других странах. Наш продукт уже имеет локализованные версии  на нескольких языках. Уже около года мы ведем  активную работу по продвижению наших продуктов на Европейский рынок и рынок Ближнего Востока. Идет сотрудничество даже с несколькими компаниями из Австралии.

Как идет продвижение на международных рынках?

Определенные успехи уже есть. Хотя, конечно, хотелось бы двигаться быстрее. Но все не так просто.  Нас там никто не ждет. Потребность в такого рода решениях присутствует, но на рынке уже есть продукты. Мы активно мониторим мировой рынок, знаем слабые и сильные стороны потенциальных конкурентов. В чем-то TouchInform уже сильнее, в каких-то компонентах нужно еще поработать. Тот факт, что «Сенсорные Системы» - компания из России, в нынешних условиях создает дополнительные трудности.  Есть определенные опасения со стороны наших контрагентов.

Если коротко, что представляет из себя ваш продукт?

Во-первых, TouchInform -  это инструмент для создания информационных систем для интерактивных киосков без использования навыков программирования и специального обучения. Сейчас это даже два инструмента. TouchInform «Мастер» - простой, интуитивно понятный, для создания простых информационных систем с простой иерархической структурой. «Эксперт» - универсальный «мощный» инструмент, возможности которого практически не ограничены, но который требует от пользователя некоторого времени на освоение.

Во-вторых, на базе TouchInform мы сейчас создали большое количество отраслевых решений для различных сфер: государственных органов, образования, медицины, торговли, транспорта, культуры. У нас в линейке уже более 20-ти отраслевых продуктов, и мы её постоянно расширяем.
Функциональные возможности TouchInform также постоянно развиваются. Например, буквально на днях, мы закончили модуль полноценной навигации. Создано приложение, которое позволяет адаптировать любое наше решения для людей с ограниченными возможностями. Главное, не стоять на месте, постоянно двигаться вперед. Тогда и о кризисе некогда будет думать.

«Сенсорные Системы» - дистрибьютер Elo Touch Solutions, крупнейшего производителя сенсорного оборудования и разработчика передовых сенсорных технологий. У вас огромный опыт в производстве киосков. Сейчас в вашей линейке появился такой мощный программный продукт. Вы планируете доминировать на российском рынке интерактивных решений?

Я думаю, что рынок достаточно развит, и доминировать одной компании на нем уже не удастся. У нас нет задачи захватить рынок. Наша задача - предложить нашим заказчикам красивое решение, которое будет надежно работать. Комплексное и масштабируемое, которое будет развиваться вместе с новыми задачами и ростом бизнеса заказчика.

Кроме этого, мы всегда за взаимовыгодное сотрудничество. Любой производитель киосков может свободно купить наш продукт со значительными скидками и неплохо на этом заработать. У нас есть положительный опыт сотрудничества с несколькими игроками российского рынка киосков. И это не только продажа коробочных продуктов. Есть проекты, где мы специально дорабатывали TouchInform под других производителей.

Главное, чтобы наш партнер предлагал качественные изделия и честно работал с заказчиками. Компания «Сенсорные Системы» больше 20 лет на рынке. И самое дорогое, что у нас есть, кроме наших уважаемых партнеров и покупателей, это наша репутация. Плюс еще накопленный за эти годы опыт. И жертвовать своей репутацией ради сиюминутной выгоды мы не будем. Поэтому и работать стараемся с партнерами, для которых репутация не пустой звук.

А какова сейчас ситуация на рынке? Основные проблемы? Какую стратегию нужно и можно выстраивать в условиях кризиса?

Время, когда спрос превышал предложение, ушло. Время легких денег тоже. И это нужно всем понять, принять и начинать учиться работать в новых условиях.

У нас проблемы в основном те же, что и были раньше. Не хватает квалифицированных специалистов. Приходится решать много ненужных организационных проблем, что отвлекает от основных задач. К этим проблемам добавилось то, что денег на рынке стало меньше, и за них приходится бороться.

Что касается проблем рынка сенсорного оборудования в целом, больше всего мешают компании, живущие «одним днем», которые дискредитируют рынок своими некачественными продуктами, своим безответственным отношением к покупателям, ненужным демпингом. Очень неприятно видеть «железные ящики» с неработающем программным обеспечением или погашенным экраном. Очень трудно восстановить доверие покупателей и объяснить, что на рынке есть качественные продукты, что хорошее решение стоит денег.
Что касается стратегии, то стратегию каждый выбирает для себя сам. Кто-то закрывает бизнес в кризис. Кто-то сокращает все, что можно, и пытается переждать.

Мы, конечно, тоже стараемся оптимизировать расходы. Но считаем, что и в кризис нужно развиваться и идти по намеченному пути. Компания продолжает инвестировать в разработки. В этом году «Сенсорные Системы» уже выпустили на рынок два новых киоска, и еще два находятся в стадии разработки. Про развитие программного обеспечения я уже говорил. Каждый месяц у нас появляется несколько новых отраслевых решений, новые функциональные модули. Наш вендор Elo Touch Solution тоже не стоит на месте. За этот год появилось несколько интересных продуктов, которые, надеюсь, будут востребованы на рынке. Вместе мы продолжаем идти вперед и развиваться.

Другой ключевой момент нашей стратегии - установление партнерских отношений и совместная работа с другими игроками рынка. Это не очень просто. Люди привыкли видеть скорее конкурентов, чем партнеров. Кризис доверия существует. Но мы считаем, что нормальные люди должны договариваться. Что они могут и должны работать вместе.

Игорь, спасибо Вам за экспертное мнение, надеемся, что оно было интересным и для наших читателей.

Спасибо Вам, Инна. Приходите к нам еще. Мы готовы делиться информацией и можем рассказать много нового и, надеюсь, интересного для ваших читателей.

Напоминаю, что сегодня мы были в гостях у Игоря Меркулова, руководителя Группы Компаний «Сенсорные Системы» – эксперта в области сенсорных решений с более чем 20-летним опытом работы.

Это архив сайта Kiosks.ru. Новая версия - по адресу http://kiosks.ru