Платежные терминалы: как в 2014 году изменился бизнес приема платежей


11.09.2014

Как в 2014 году изменился бизнес приема платежей через терминалы

Эта статья не является полноценным обзором рынка приема платежей через терминалы. В ней мы лишь попытались в общих чертах описать изменения, произошедшие на рынке в первой половине 2014 года, и проанализировать собранную из разных источников информацию о ситуации в платежном бизнесе.

В первой половине 2014 года темпы роста рынка приема платежей через терминалы замедлились. На динамику рынка повлияла, прежде всего, неблагоприятная макроэкономическая ситуация в России и связанное с ней снижение платежеспособности населения, а также ряд изменений в законодательстве, регулирующем отрасль. Кроме того, значительное влияние на платежный бизнес оказали изменения в условиях работы с платежными системами и отмена вознаграждения от трех основных операторов мобильной связи. Эти факторы сформировали ситуацию, неблагоприятно влияющую на развитие бизнеса. Особенно негативно они отразились на мелких и средних сетях платежных терминалов. Их распродажа, начавшаяся в 2013 году, продолжилась и в первой половине 2014 года.

Однако, имеются и позитивные сигналы:

По приблизительным оценкам экспертов число платежных терминалов в России приближается к 500 тысячам. Они обрабатывают примерно 60% всех электронных платежей в стране.  Сумма среднего чека составляет около 600 рублей. Ее увеличению способствовал рост числа операций по денежным переводам и оплате услуг локальных провайдеров, а также повышение уровня доверия к платежным терминалам.

Основные изменения на рынке приема платежей через терминалы

  1. Сотовые операторы снизили вознаграждение платежным системам за прием платежей за мобильную связь.
  2. В связи с пунктом 1 большинство платежных систем отказались от выплаты вознаграждения своим агентам и начали взимать с них плату за использования своего процессинга и программного обеспечения.
  3. Пункт 2 повлек за собой постепенный переход крупных агентов на собственные платежные решения или на сотрудничество с платежными агрегаторами.
  4. Доля платежей за сотовую связь в общем объеме платежей продолжает снижаться.
  5. Основными статьями, обеспечивающими доход от платежного бизнеса, стал прием платежей в адрес локальных (местных) провайдеров и денежные переводы.
  6. 09.05.2014 г. вступил в силу ФЗ № 89 "О внесении изменений в ФЗ № 54 "О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчётов и расчётов с использованием платежных карт" в части уточнения обязанностей кредитных организаций". ФЗ №89  ставит под сомнение смысл дальнейшего использования банковской модели работы платёжных терминалов, поскольку в соответствии с этим законом применение фискальных регистраторов становится обязательным в платёжных терминалах, не являющихся основным средством банка и не находящихся только в его собственности.
  7. 16.05.2014 г. вступил в силу ФЗ №110 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", ужесточающий контроль за сферой электронных платежей и требующий от платежных систем внедрения механизма идентификации пользователей. Мелкие и средние ПС оказались не готовы к этому и были вынуждены приостановить деятельность. Кроме того, этот закон сузил перечень услуг, допустимых к оплате в платежных терминалах. Например, погасить кредит в платёжных терминалах стало невозможно, так как плательщик - физическое лицо по закону не имеет права перевести средства на свой текущий банковский счёт через сеть терминалов, а погашение кредитов обычно происходит через текущий счёт физического лица.  Оплата услуг ЖКХ через терминалы теперь возможна, только если получатель платежа является коммерческой организацией. По некоторым оценкам, в результате этих изменений рынок электронных платежей может сократиться к концу года на 50%.
  8. 22.07.2014 г. был опубликован ФЗ №218 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", отменяющий необходимость проведения идентификации (в том числе и упрощенной) плательщика при оплате услуг ЖКХ через платёжные терминалы. Закон внес изменения в статью 7 ФЗ №115, дополнив перечень организаций, оплату услуг которых можно проводить без идентификации плательщика. Но в силу закон № 218-ФЗ вступит только после 22 октября 2014 года.
  9. Укрупнение сетей платежных терминалов вследствие массовой продажи мелких сетей.
  10. Снижение арендной платы за места под терминалы на фоне оттока мелких предпринимателей.

Лучше поздно, чем никогда

Несмотря на то, что в последние несколько лет платежный бизнес "регулируют" почти непрерывно, он своевременно и гибко адаптируется ко всем нововведениям и переменам и продолжает приносить доход своим владельцам. Вопреки расхожему мнению о том, что входить в этот бизнес уже поздно, мы считаем, что сейчас сложились весьма благоприятные условия для начала платежного бизнеса. Дальнейшего ужесточения законодательства не ожидается, передел рынка вцелом завершен, многие случайные, в том числе и недобросовестные, игроки покинули отрасль, освободив места для создания новых платежных сетей .

Однако, если на заре терминального бизнеса (2006-2008 годы) минимальная стоимость "входного билета" в него составляла около $10 000, то к 2014 году она увеличилась примерно в два раза, так как теперь для того, чтобы бизнес был окупаем, необходимо иметь хотя бы 5 терминалов, а не 1-2, как ранее. Зато стоимость терминала снизилась до 45-50 тысяч рублей, потому теперь можно вместо новых терминалов приобрести добротные б/у терминалы, а иногда и готовую сеть с местами. Для начала платежного бизнеса, как и прежде, кроме терминалов требуются оборотные средства на банковском счете и средства на создание инфраструктуры для обслуживания терминалов.

Стоимость входного билета в платежный бизнес

Стоимость входного билета в платежный бизнес сейчас составляет около 750 тысяч рублей. Эта сумма включает цену 5 платежных терминалов (в среднем 50 тыс. руб за каждый) и 500 тысяч оборотных средств на счете в платежной системе.

Текущие расходы платежного агента складываются из:

  1. расходов на техническое обслуживание:
  2. платы за аренду места - 1500 - 5000 рублей в месяц;
  3. выплат банку за зачисление оборотных средств на счет (процент зависит от банка);  
  4. платы ПС за прием наличных - 0,2% от оборота;
  5. платы ПС за процессинг платежей - 0,5% от оборота;
  6. налогов -  6% (при УСНО);
  7. страховых взносов - 34% (от 20 тыс. руб.) в год.

Основные статьи доходов платежного агента

Основным фактором, формирующим прибыль платежного агента, остается вешняя комиссия, взимаемая с плательщиков и составляющая в среднем 5%. Некогда существовавшее вознаграждение, получаемое агентом от платежной системы, теперь в большинстве ПС отсутствует, а чаще всего заменена платой за процессинг платежей, которую ПС взимают с агентов.

Чистая прибыль с одного терминала (при удачном выборе места) составляет в среднем 5 000 - 10 000 руб.

Примерный расчет прибыли от сети из 5-ти платежных терминалов

При условии, что оборот платежного терминала - около 250 000 руб., доход платежного агента от 5-ти таких терминалов за счет 5% внешней комиссии составит примерно 63 тысячи рублей.

Ежемесячные расходы на сеть, включающие арендную плату за места под терминалы (15 000 руб.), техническое обслуживание (3 500 руб. и 5 000 руб. за ФР), обслуживание счета в банке (1 000 руб.), плата ПС за процессинг платежей и прием наличных (6 250 руб. и 2 500 руб.),  составят 33 250 руб.

Прибыль до уплаты налогов - 29 750 рублей.

Источник: Kiosks.ru

Это архив сайта Kiosks.ru. Новая версия - по адресу http://kiosks.ru