Автоматы для приема тары вновь появятся на улицах российских городов и в супермаркетах. Инициатива связана с «мусорной» реформой и с майским поручением премьер-министра возобновить практику приема тары торговыми сетями.
Компании «РТ-Инвест» и «Российский экологический оператор» договорились на ПМЭФ о создании совместного предприятия, которое займется сбором вторсырья. Для этого к началу 2020 года в супермаркетах и общественных местах планируется разместить автоматические устройства для приема алюминиевой, пластиковой и стеклянной тары. Проект начнется с Москвы, Казани и Подмосковья. В дальнейшем систему внедрят и в других крупных городах РФ. На создание инфраструктуры только в московском регионе компании потратят 20 миллиардов рублей.
Предполагается, что фандоматы будут принимать упаковку, маркированную специальной эко-меткой. Стоимость тары, включенная в цену товара, будет возвращаться покупателю после сдачи упаковки в фандомат. Кроме того, планируется выплачивать некое дополнительное вознаграждение за возврат тары. Таким образом, покупатель не только вернет деньги за упаковку, но еще и заработает на этом.
Ритейлеры поддержат фандоматы
Торговые сети поддерживают проект, а некоторые из них уже разворачивают свои сети фандоматов. Однако большинство ритейлеров указывает на ряд препятствий, с которыми столкнется оператор при массовом внедрении фандоматов: дефицит устройств, их высокая цена и действующие санитарные нормы.
Представитель «ВкусВилл» рассказал «Коммерсанту», что компания уже пыталась самостоятельно запустить подобный проект. Один автомат собирает примерно 1 300 бутылок в месяц. Опыт показал, что масштабное внедрение потребует значительных вложений, и своими силами «ВкусВилл» развивать проект не сможет. Компания приветствует выход на рынок крупного оператора и готова предложить свои площади и инфраструктуру.
В X5 не исключают возможности аренды или приобретения фандоматов у нового оператора, если их цена будет ниже, чем у зарубежных аналогов. Автомат китайского производства, например, стоит 400 000 рублей. Ритейлер подчеркивает, что на российском рынке наблюдается дефицит подобных устройств. Действительно, в каталогах отечественных производителей они почему-то не представлены.
В «Магните» указали на еще одно препятствие для реализации проекта — отсутствие четкого регламента (соответствия СанПИНам и правилам логистической цепи: сбор, транспортировка, переработка).
Согласно существующим санитарным нормам автоматы для приема тары нельзя размещать в торговых залах, поэтому их устанавливают вне магазинов (на паркингах или прилегающих территориях). Это снижает их доступность и влияет на количество собираемой тары.
Для масштабного развертывания программы необходимо предусмотреть разъяснительные мероприятия для населения и продумать систему мотивации покупателей.