Банковские терминалы будущего


28.11.2012

Практику использования платежных терминалов популярной среди россиян пока назвать нельзя. По данным Национального агентства финансовых исследований, полученным в конце сентября этого года, только треть соотечественников использует возможности этого удаленного канала доступа для совершения регулярных платежей. А самыми частыми причинами отказа от изучения возможностей банковских терминалов являются неумение пользоваться и недоверие к ним. И это при том, что возможности удаленной оплаты – лишь небольшая доля функций, способных облегчить жизнь клиенту банка сегодня. Со временем же терминал сможет заменить собой полноценное банковское отделение, уверяют эксперты рынка.

Банковский терминал - личный помощник

Тема банка будущего – одна из наиболее популярных сегодня и на финансовых конференциях, и в IT-сфере. Маститые экономисты выпускают книги, аналитики цитируют гарвардские исследования, и, как показывает практика, обычные банковские клиенты с интересом слушают всю эту фантастику, однако не спешат использовать даже существующие сервисы в собственной практике. И все же банковский терминал в этом ряду как раз то устройство самообслуживания, изучать и применять возможности которого стоит уже сейчас. А дело в том, что уже сегодня существуют разработки, позволяющие терминалам определять пользователей по отпечаткам пальцев или другим биометрическим данным. И вполне возможно, что прямо на наших глазах качество обслуживания через усовершенствованные банкоматы выйдет на новый уровень и действительно сравнимо будет разве что с описаниями в фантастических романах.

Всем привычный банкомат со временем будет только удивлять неограниченными возможностями. Как утверждает начальник отдела развития альтернативных каналов продаж «Райффайзенбанка» Татьяна Белозерова, терминал будущего будет умным. Он сможет запоминать предыдущий платеж клиента, помогать заполнять поля, предугадывать полное слово по первым нескольким буквам, он же будет появляться и в интернет-банке или, наоборот, из интернет-банка будет загружать нужный шаблон. Также системы будут напоминать клиентам о том, что в прошлом месяце они делали схожий платеж, чтобы те его не пропустили в текущем месяце. «Я думаю, что терминалы научатся запоминать клиентов и предлагать им некие стандартные, как бы индивидуальные наборы услуг, – полагает начальник управления сети самообслуживания департамента розничного бизнеса ВТБ24 Алексей Дегтярев. - Так, например, запомнив клиента и реквизиты его карты, терминалы смогут автоматически оплачивать все его счета за коммунальные услуги и, допустим, за Интернет. Причем делать это по мере необходимости, тогда как соответствующие расчетные организации выставлять эти самые счета будут терминалу». Конечно, речь не идет о взаимодействии с терминалом напрямую – обмен такой платежной информацией будет происходить между расчетной организацией и процессингом терминала, но для клиента терминал будет неким единым и универсальным интерфейсом взаимодействия со своим оператором.

Все регулярное - платежным автоматам

Терминал будет помнить клиента и предоставлять ему его любимый набор сервисов. По мнению начальника управления развития сети самообслуживания банка Хоум Кредит Александра Дынина, в течение дальнейших 2-3 лет стандартом для рынка станет возможность оплачивать абсолютное большинство регулярных и разовых услуг в терминальных устройствах. Доля оплаты государственных услуг будет увеличиваться экспоненциально, с одной стороны, по мере нарастания популярности таких сервисов, с другой - по мере роста контроля за собираемостью штрафов и пошлин. «На мой взгляд, значительная доля моментальных переводов без открытия счета, таких как Юнистрим или Western Union, также мигрирует в терминалы, – уверяет эксперт. - Еще одной характеристикой терминала будущего, с моей точки зрения, станет возможность получения услуг с использованием банковской карты». Данный тренд будет активно развиваться банками – операторами терминалов, заинтересованными в оптимизации кэш- менеджмента.

Сегодня, несмотря на динамичное развитие различных новых направлений, ситуация с назначением платежей пока существенно не изменилась: около 70 % от общего объема этого рынка – транзакции в пользу мобильных операторов (оплата услуг связи и дополнительных сервисов), и только около трети рынка приходится на оплату других товаров и услуг. Как полагает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин, что касается возможной диверсификации бизнеса для операторов рынка, то здесь сохраняется достаточно много направлений дальнейшего развития, большинство из них с большим успехом могут быть реализованы при использовании партнерских схем с кредитными организациями. Так, например, помимо расширения уже традиционных сегодня предложений – обязательные платежи, связь, Интернет и ТВ, ЖКУ, пошлины и штрафы, другие массовые государственные услуги, оплата авиа- и ЖД-билетов, страховых, туристических услуг и др., - весьма перспективными представляются такие направления, как пополнение депозитов и брокерских счетов, в том числе Forex.

Будущее наступает

Воплощение концепции терминала будущего уже сегодня осуществляется самым крупным игроком отечественного рынка – Сбербанком. Клиенты этого финансового госгиганта в настоящее время могут оплатить через устройства самообслуживания услуги ЖКХ тех поставщиков, с которыми Сбербанк заключил соответствующие договоры. В настоящее время заключено 35-40 тыс. договоров – услуги этих организаций можно оплатить через терминалы. При этом каждый из 17 территориальных банков (ТБ) Сбербанка может самостоятельно заключать договоры с местными компаниями, поэтому перечни получателей платежей в разных ТБ могут различаться. Перечни региональных поставщиков услуг, в адрес которых можно сделать платеж через терминалы банка, размещены на сайте Сбербанка.

Кроме того, как рассказали в пресс-службе госгиганта, в устройствах самообслуживания Сбербанка уже реализован поиск получателей по ИНН или по наименованию. В первом случае необходимо ввести ИНН получателя платежа, во втором - ключевое слово, по которому будет осуществлен поиск. Это позволяет максимально оперативно находить необходимого поставщика услуг (в особенности региональных и местных) в соответствующем разделе. Также для удобства оплаты регулярных платежей в устройствах самообслуживания Сбербанк предлагает клиентам воспользоваться услугой «Личный кабинет», позволяющей выбирать для оплаты один из сохраненных клиентом шаблонов платежей. Эта опция наделена достаточной памятью: сохранив реквизиты платежа в «Личном кабинете», при следующей оплате аналогичного платежа клиент будет вводить только сумму, что позволит сэкономить время.

В дальнейшем планируется предоставить клиентам возможность оплачивать услуги всех организаций независимо от наличия договора со Сбербанком. А чтобы оплатить услугу, достаточно будет ввести реквизиты получателя платежа. Если с первого раза разобраться во всех функциях сложно, то можно обратиться за помощью к консультантам в отделениях. Но интерфейс устройств самообслуживания настолько прозрачен для пользователей, что освоить его можно будет буквально с первых «кликов». Можете убедиться в этом самостоятельно.


Люди не заметили, как быстро смартфоны и навигаторы стали частью их жизни, и могут также не отследить, как терминал будущего станет реальностью их банка в настоящем. Будьте открыты всему новому и технологичному – это единственный путь экономии времени и денег в ближайшей перспективе. Один раз изучив все возможности, вы легко поймете, насколько удобно применять уже существующие сервисы терминала будущего в своем настоящем. Так что смело действуйте, изучайте и не бойтесь нового, ведь время не ждет.                                                                                                 

Это архив сайта Kiosks.ru. Новая версия - по адресу http://kiosks.ru